Публикации в прессе

Интервью с исполнительным директором СК "МАКС" А.Мартьяновым
Источник: Эксперт РА

Ярче всего политика вытеснения рыночных страховщиков проявляется у крупных банков с государственным участием» 

 

Какие значимые события произошли на рынке банкострахования в 2014 году? Что было определяющим в сотрудничестве банков и страховых компаний?

В части банкострахования прослеживается несколько основных тенденций. Это, прежде всего, существенный рост страхования жизни, опережающий страховой рынок в целом. Совокупные сборы премии страховщиков жизни выросли более чем на четверть. Эти показатели определенно могли бы быть еще лучше, если бы не колебания курса рубля, сокращение доступа к зарубежным рынкам капитала, изменение ставки ЦБ. Здесь очень важно понимать, что для страховых компаний банки -- это очень перспективный канал по развитию розничных страховых продуктов. У них широкая филиальная сеть, входящий клиентопоток и высокий уровень компетенций у сотрудников, которые уже успели наработать приличный опыт по развитию страховых продуктов. В свою очередь, для банков, страховые компании -- это верный партнер по увеличению комиссионного дохода и развития клиентского сервиса за счет широкой линейки программ добровольного страхования.

Есть ли, на ваш взгляд, события, которые способны перестроить рынок банкострахования в ближайшее время?

Изменение политики ЦБ в отношении ключевой ставки, колебание курса рубля, резкое сокращение платежеспособного населения, снижение доходов физических лиц -- все это может повлиять на объемы кредитования, а это, в свою очередь, на рынок банкострахования в целом. Ситуация во многом объясняется резким скачком стоимости фондирования из-за роста ключевой ставки ЦБ. Это заставит банки и страховщиков переориентироваться на входящий поток в банках и сдвинуть приоритеты к некредитному страхованию.

Последнее время широко обсуждаются предложения ФАС и ЦБ о введении так называемого периода охлаждения для кредитных страховок: от полного возврата всей суммы страховки за этот период до отсрочки введения в действие периода страхования. На мой взгляд, несмотря на то, что такое условие, несомненно, усложнит экономику кредитного страхования, оно существенно на данную услугу не повлияет. В настоящее время большинство банков, с которыми мы сотрудничаем, уже ввели в свои программы это условие добровольно, предпочитая вернуть премию за страхование при отказе клиента от этой услуги. При этом надо понимать, что в этом случае и для потребителя ухудшаются условия кредитования, так как банк несет дополнительные риски в отсутствии страховки.

Какие страховые продукты были наиболее интересны банкам в 2014 году, и от каких страховых продуктов банки наоборот отказываются? Чего следует ожидать в этом плане в 2015 году?

Драйвером рынка в 2014 году по-прежнему оставалось страхование заемщиков потребительских кредитов. Оценив положительный эффект от сотрудничества со страховыми компаниями, банки стали продвигать не только страхование, связанное с кредитованием, но и некредитное страхование, например продажи коробочных продуктов. И если еще год назад такие продукты продавали лишь единичные банки, то на данный момент их количество растет с каждым днем. Сама линейка коробочных страховых продуктов тоже постоянно расширяется, и на данный момент банки могут предлагать своим клиентам страхование квартир и загородной недвижимости, страхование жизни детей и взрослых, и программы добровольного медицинского страхования. Пока речь идет только о клиентах--физических лицах. В ближайшее время мы увидим появление в этой линейке коробочных продуктов для юридических лиц, в первую очередь по страхованию недвижимости. Также все большую популярность набирают продукты инвестиционного страхования жизни, особенно после введения налоговых льгот. В период волатильности курса рубля особенно востребованы будут продукты с гарантированной валютной доходностью.

Происходит ли снижение комиссий за продажу страховых продуктов банками? Ожидается ли какое-либо регулирование размера комиссий? В случае ограничения или раскрытия размера комиссий, приведет ли это к изменениям на рынке банкострахования?

На текущий момент не происходит снижения комиссии при реализации страховой услуги банками. Пока мы не видим попыток регулировать размер комиссий банков, кроме действий со стороны Роспотребнадзора и ФАС, но это касается, скорее, самого факта оказания услуги по страхованию. Вступающие с 1 июля 2015 года ограничения ЦБ на максимальное отклонение полной стоимости кредита от средних значений могут повлиять на размер комиссионного вознаграждения банков, так как комиссия от страхования участвует в расчете полной стоимости кредита.

В каких сегментах банкострахования наиболее сложно конкурировать рыночным страховщикам с кэптивными? Снизилась ли доступность получения страхового бизнеса через банки для рыночных страховщиков? Что предпринимают страховщики для получения такого бизнеса?

В последние годы на рынке сложилась тенденция к перетеканию этого сегмента рынка в кэптивные страховые компании, которые входят с банками в одну финансовую группу. Это, несомненно, ведет к сужению рыночного сегмента в банкостраховании. Традиционно эта тенденция свойственна таким низкоубыточным сегментам рынка, как страхование жизни и здоровья при потребительском кредитовании и инвестиционное страхование жизни. Ярче всего политика вытеснения рыночных страховщиков проявляется у крупных банков с государственным участием, занимающих лидирующие позиции в соответствующих сегментах рынка.

В условиях неизбежного сужения рынка в ближайшей перспективе рыночные страховщики будут концентрироваться на расширении линейки некредитных продуктов, реализуемых через банки.

С другой стороны, кэптивные страховщики гораздо менее активны в тех видах страхования, в которых маржинальность ниже: автостраховании, имущественном страховании, страховании выезжающих за рубеж, добровольном медицинском страховании. Это и понятно, ведь для того, чтобы зарабатывать в этих видах, не достаточно обучить сотрудников банка продавать готовые решения, необходимо также иметь разветвленную сеть офисов урегулирования убытков, обучить или найти на рынке специалистов по урегулированию, заключить договоры на обслуживание с партнерами, которые являются неотъемлемой частью сервисной составляющей по урегулированию убытков. Все это требует времени, опыта и связано с высокими организационными рисками.

Как вы оцениваете перспективы развития через банки страхования не связанного с кредитованием, например, страхование путешествующих, страхование жизни, страхование имущества физлиц? Каков ваш прогноз на 2015 и 2016 годы? В чем преимущества и недостатки распространения таких продуктов через банки?

В период кризиса и падения продаж кредитных страховых продуктов особую роль займет разработка новых коробочных продуктов, поиск новых каналов их продаж и работа над улучшением клиентского сервиса, в частности, продаж через интернет-сайты.

Главным преимуществом реализации таких продуктов через банки является простота оформления -- клиент банка может приобрести страховой полис за несколько минут, задав необходимые параметры в своем «личном кабинете» на сайте банка. Мне кажется, преимущество здесь будут иметь, прежде всего, те компании, которые смогут предложить простой в продаже продукт, оформленный в виде «коробки» либо автоматизированный для внедрения в ПО банка или для продажи непосредственно сотрудниками через программы В2В. У нас, например, такие платформы реализованы уже с несколькими банками, сотрудникам которых мы даем доступ к нашему продукту непосредственно на их рабочих местах. Они имеют возможность не только выписывать полисы, но и достаточно оперативно получать управленческую отчетность, формировать отчеты, счета, реестры.

В краткосрочной перспективе негативное влияние на этот сегмент рынка может оказать финансовая нестабильность и снижение покупательной способности населения, а также не очень высокая культура страхования в нашей стране.

Какие направления сотрудничества с банками вам кажутся наиболее перспективными в ближайшее время (страхование заемщиков, страхование рисков самих банков, создание новых совместных продуктов)?

Страхование жизни и здоровья заемщиков при потребительском кредитовании с восстановлением объемов выдаваемых кредитов останется главным драйвером банкострахования. Также продолжится рост продаж продуктов страхования с инвестиционной составляющей. Розничные виды банкострахования, напрямую не связанные с кредитованием также покажут высокие темпы роста продаж. Мы наблюдаем расширение сотрудничества с банками по продаже простых онлайн-продуктов. Это может быть страхование выезжающих за рубеж, страхование имущества и ответственности физических лиц.

Хотелось бы отметить вот какую тенденцию в последние месяцы. В связи с кратным ростом стоимости страхования КАСКО все больше банков готовы переходить на программы, предполагающие введение франшизы в условия договоров. Менталитет методологов банка начинает меняться вслед за изменением рыночной конъюнктуры. Действительно, франшиза позволяет клиенту экономить на страховании в два, а то и в три раза. Если раньше франшиза воспринималась банками как дополнительное обременение для заемщиков, то сейчас -- как экономия, которая также заставляет заемщика более бережно относиться к предмету залога. Разве это не совпадает с интересами самого банка?

За счет того, что у нас есть готовые ИТ-решения для партнеров, внедрение таких решений в банковскую сеть происходит очень быстро -- в течение одной недели после обучения сотрудников, что также является обязательной сервисной составляющей работы нашей компании.

Как вы считаете, существуют ли какие-либо угрозы для рынка банкострахования?

Сдерживающее влияние на рынок банкострахования в текущем году будет оказывать макроэкономическая нестабильность, снижение темпов кредитования, а также системные проблемы, такие как высокий уровень комиссионного вознаграждения банков, увеличение уровня убыточности и количества обращений клиентов в суд с требованиями о возврате страховой премии. К сожалению, в последнее время наметилось явно тенденциозное и однобокое пропотребительское отношение судов к такого рода искам. Аргументы страховщиков о превалировании условий договора и злоупотреблении правами потребителей суды просто не слышат.

Каких действий ждать от надзорных органов в части регулирования взаимодействия банков и страховых компаний?

С получением ЦБ РФ статуса мегарегулятора его внимание к взаимодействию банков и страховых компаний растет. Теоретически, банк как посредник при оказании страховой услуги ничем не отличается от любого другого, но внимание к банкам всегда особое, так как банковская система является системообразующей для всей экономики и от действий регулятора здесь во многом зависит, какой вектор развития будет задан, например, потребительскому кредитованию. Именно поэтому ЦБ вводит требования на ограничения полной стоимости кредита, все чаще звучат призывы о раскрытии размеров комиссионного вознаграждения, получаемого банками при оказании страховой услуги и т.д.

Также мы видим попытки регулировать максимальный размер комиссионного вознаграждения со стороны регулятора страхового рынка. На мой взгляд, такое регулирование неизбежно приведет к необходимости регулятора вмешиваться в вопросы тарифообразования. Если такое регулирование возможно и даже необходимо в социально ориентированных видах обязательного страхования, то в добровольных видах оно приведет к отходу от рыночных принципов.

Таким образом, мы ожидаем, что регулятор продолжит работу по предоставлению максимальной информации потребителю услуги, воздерживаясь при этом от прямого регулирования уровней вознаграждения.

Каков ваш прогноз по объему и приросту рынка банкострахования на 2015 и 2016 годы?

Мы прогнозируем, что объемы кредитного страхования в 2015 г. снизятся, поскольку существенно снизились потребительские, авто- и ипотечные кредиты. Для восстановления этих сегментов потребуется время, снижение ставок кредитования и восстановление экономики. Всего этого вряд ли стоит ожидать в 2015 году. Инвестиционное страхование будет расти от низкой базы за счет высокодоходного сегмента клиентов, имеющих накопления и желание их инвестировать.

Страховые компании и банки будут искать новые направления для сотрудничества, создавать новые продукты, оптимизировать имеющиеся для того, чтобы подстроиться под экономические реалии.

Я думаю, будет развиваться продажа недорогих и простых в приобретении коробочных продуктов, не связанных с кредитами, которые позволяют буквально каждому жителю страны получить защиту на случай неприятных событий.

В целом, можно утверждать, что банкострахование для страховых компаний остается одним из наиболее перспективных каналов продаж, который имеет большой потенциал для развития, а конкуренция среди страховщиков в данном направлении будет только усиливаться.